Отрывок из книги “Мистическое Единство” – дух, душа, тело.
Дух, душа и тело
Давайте развеем ещё один распространенный миф, который может лишить вас радости. Те, кто хочет умалить ваше единение с Богом, часто утверждают, что, несмотря на то, что ваш дух становится святым при спасении, над вашей душой все равно требуется постоянная работа в течение всей жизни.
Все программы, нацеленные на внутреннее исцеление и освобождение, связаны с очищением души. У терапевтов разработаны долгие и очень сложные (запутанные) программы по очищению вашей души, с множеством схем, где в деталях прописаны всяческие загадочные воображаемые демонические влияния, от которых требуется избавиться. И любой из таких терапевтов скажет вам, что он полагается не на какую-нибудь формулу, а на Святой Дух. Им очень нравится мысль, что они духовно одарены в большей степени, чем средний психолог, что им не хватает только диплома в степени магистра. Фокус из категории «Я уповаю на Святой Дух» позволяют им активно использовать воображение и изобретать своих собственных демонов, добавляя их в вышеупомянутый список. Все эти экзорцисты–любители всерьез вживаются в роль заместителей Христа в комнате по консультации, и вам надо быть очень осторожными, чтобы не сбить с них корону, хотя большинство их методов – чепуха. И бесполезно пытаться обсуждать с ними вопрос о завершенной работе Христа, потому что каждый из них будет приводить в доказательство свой личный опыт, а не Библию. Они обязательно приведут в пример, как один во время сессии кричал, другого стошнило. Мои дети тоже кричат, и их тошнит, когда они развлекаются в парке аттракционов, но это не значит, что в настоящем христианине живут демоны.
«Вы не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; вы не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21, Библия Короля Иакова)
Хотите узнать, что означают слова «не можете» в этом стихе? Очень просто. Они означают, что невозможно иметь в себе одновременно и Бога, и дьявола.
Опять же, не поймите меня неправильно – я люблю внутреннее исцеление и внутреннее освобождение, просто я верю в то, что Иисус произвёл моё внутреннее исцеление и освободил меня . И не надо ничего усложнять.
Люди, придерживающиеся концепции «грязная душа/чистый дух», сделали из Библии нечто незначительное для подтверждение этой мысли. Согласно данной концепции, ваш «дух» находится где-то в недоступном воображаемом открытом космосе, и что в настоящей жизни вы не сможете к нему прикоснуться, попробовать или почувствовать его. Им нравится слово «позиционный». Они говорят, что позиционно вы святы, но пройдёт большое количество времени (полагаю, 120 лет), прежде, чем эта праведность пустит корни в вашей душе. В эмпирической реальности вы навсегда остаетесь человеком с грязной душонкой.
Как–то я и известный миссионер из Мозамбика Роланд Бейкер прикалывались и смеялись над этой нелепой концепцией, замечая: «О, если бы я только мог встретить моего духовного человека! Говорят, он довольно-таки cлавный парень. Такой святой Было бы здорово, чтобы он посидел за чаем с моей душой. Моя душа могла бы многому научиться у него».
Бейкер – выдающийся миссионер c прекрасным богословским умом. Вместе с Хайди, его хорошо известной женой, насадил тысячи церквей в Африке. В беседе со мной он объяснил, что как в Старом, так и Новом Завете слова «дух» и «душа» используются взаимозаменяемо. И только религиозный разум решил отделить их друг от друга. Но если ваша душа так же чиста, как и вы сами, то это разрушает традиционные взгляды на внутреннее исцеление.
Полное освящение
Есть только один Библейский стих, который отдалённо указывает на то, что человек как существо состоит их трёх частей: духа, души и тела.
«Пусть сам Бог, Бог мира, освятит вас во всех отношениях. Пусть ваш дух, душа и тело, во всей целости, сохранятся непорочными в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, и Он соврешит всё это» (1Фес. 5:23 — 24, NIV)
В этом отрывке Павел не занимается препарированием человека. Это всего лишь завершающее благословение в самом конце послания. Выражение «дух, душа и тело» должно приблизительно восприниматься как описание человека в целом. В таком же самом смысле Христос говорил о любви к Богу всей своей душой, разумом, сердцем и крепостью. Почему же мы тогда не делили анатомию человека на эти четыре части? В других местах Христос упоминает только три упомянутых компонента – душу, сердце и разум, но не в состоянии включить туда и крепость. Именно эта непоследовательность указывает на то, что Он не намеревался всерьёз разделять человека на четыре самостоятельные части. Он просто имел в виду, что любить Господа надо всей своей сущностью (Лк. 10:27, Мф. 22:37).
К сожалению, вокруг одного единственного стиха Писания выстроена огромная теологическая система понятий. Я не знаю, состоим ли мы, на самом деле, из трёх анатомически разграниченных частей. И знаете, что? Мне это неважно! Если апостолам это было важно, то почему они никогда об этом не говорили? Павел пишет, что слово способно «разделить душу и дух», но говорит он об этом в поэтическом, аллегорическом смысле, но никак не в теологическом (Евр. 4:12). Мы должны быть осторожны и не привносить в текст cобственные предвзятые представления. Традиционная христианская точка зрения, которой придерживается бόльшая часть мирян и теологов во всём мире, как в прошлом, так и в настоящем, заключается в том, что человек суть существо двойственное (поделённое на две части), состоящее из двух компонентов: материального (тело/плоть) и духовного (душа/дух). Теория о существовании трёх частей стала популярной только во времена Вочмана Ни и других.
Опасность заключается не столько в том, что теология строится на одном единственном стихе (хотя это тоже достаточно опасно). Опасность заключается в построении очередной теологии поверх теологии, которая основывается на одном единственном стихе: поскольку я верю, что я состою из трёх частей, то я буду верить и в то, что спасение будет касаться только одной из них. Мой дух праведен/свят, моя душа запятнана, а про тело и говорить нечего!
С течением времени мы построили целую систему на одном маленьком стихе, и эта система похожа на разваливающуюся перевёрнутую пирамиду. Рано или поздно пирамида упадет. А что если человеческая личность намного сложнее, чем просто одна, две, три или даже тысяча частей? Аналогично тому, как, с анатомической точки зрения, человеческое тело состоит из бесчисленного количества частей, так может, и невидимая часть нашей личности столь же сложна? Евангелие от Луки 17:21, гласит, что всё Царство Бога находится внутри нас. «Жених называет вас прекрасной, словно Тирца — говорит, что вы как целый Город Наслаждения» (Песн. П. 6:4). Захария, образно называя вас Новым Иерусалимом, говорит, что вы велики подобно городу без стен. (Зах. 2:2 – 4). А что если внутри вы намного больше, чем снаружи? Царство невидимого может резко отличаться от того, как мы себе его представляем. Адам Кларк сказал что верующий «это некий мир в самом себе».22
Если мы утверждаем, что совершенство относится только к «духовному человеку», в то время как душа по-прежнему грязна и нуждается в очищении, то мы сталкиваемся с рядом проблем. Прежде всего, трудность в том, что дух и душа всё ещё соединены. Даже теолог, придерживающийся мнения о тройственности человека, не будет полностью отделять дух от души, точно так же, как отделение кости от костного мозга, бесспорно, повлечет за собой смерть человека. Чтобы человек оставался живым, его душа и дух обязательно должны быть переплетены между собой, так же, как, по сути, соединены его душа и тело. Тело без духа – мёртвое тело. Душа без тела – привидение.
Если гипотетически мы предположим, что наша душа и дух – это две разные, но взаимосвязанные субстанции, то каким образом свет сможет существовать во тьме? Может ли дух быть по-настоящему чистым, если он все еще связан с грязной душой? Может ли правда оставаться правдой, если она содержит ошибки? Будет ли пригодной для питья вода в отравленном сосуде?
Не похоже, чтобы целью Апостола Павла было провести границу между духом, душой и телом, иначе он бы более тщательно и последовательно рассмотрел бы эту тему. Павел был искусным логиком и не оставил бы туманной такую важную тему, если действительно было бы так важно подразделить внутренний мир человека.
22* Clarke, Commentary on the Whole Bible, Excerpt from 2 Cor 17.
Отрывок из книги “Мистическое Единство”
Автор книги: Джон Краудер